Vicenza. Місто Андреа Палладіо. Частина 2. Вілла Ротонда

On 24.01.2013 by admin

Певно найвідомішим і, так би мовити, найеталоннішим та найнаслідуванішим творінням Палладіо вважають віллу Капра (повна назва Villa Almerico Capra detta La Rotonda або в широкому вжитку – вілла “Ротонда”).
Назву “Ротонда” надає будинку центральна кругла зала, вписана в квадрат стін та кругла баня, що вінчає будівлю і є великим архітектурним ліхтарем для освітлення тієї самої круглої вітальні. Віддалено це рішення нагадує давньоримську ротонду храму Пантеон в Римі.

фото з офіційного сайту

Віллу було споруджено на околиці Віченци на відрогах хребта Монте Беріко. Замовником будівництва був Паоло Альмеріко, чиновник з Ватикану у відставці, який повернувся до рідної Віченци 1565 р. Будівництво розпочалося 1567 р., а закінчене вже при нових власниках 1592 р. Палладіо помер 1580 р., то ж продовженням будівництва керував його учень Вінченцо Скамоцці. У 1591 р. вілла перейшла у володіння іншого роду – Капра, тому частіше застосовується назва Villa Capra. Нині вілла належить сімейству Вальмарана, тому ще одна назва – Villa Capra Valmarana. Але скільки би не змінювалося власників будинку, незмінною є назва “La Rotonda” :)
Чому ж вілла вважається еталонним взірцем, предметом наслідування багатьох архітекторів, що через декілька століть майже копіювали творіння Палладіо, особливо у Великобританії, США та Росії?
Якщо говорити сухою мовою – вона стала першою побудовою з використанням храмових елементів давньоримської архітектури в приватному будівництві і досить гармонійним поєднанням з навколишнім середовищем.

фото з офіційного сайту

Будівлі властиві такі характеристики, як:
композиційна симетрія, вілла розміщена на вершині пагорбу, звідки на всі боки відкриваються краєвиди. Прагнення до співрозмірності та симетрії, характерне для багатьох творів Палладіо, визначає план всієї будівлі і кожної з її фасадів. Правильні форми і строга композиційна симетрія надають закінчений вигляд будівлі;
кругле вікно, центральна зала-ротонда ефектно освітлена через велике кругле вікно. Цей прийом запозичений у римскій класичній архітектурі;

автор Hans A.Rosbach фото з офіційного сайту

бельетаж, широкі зовнішні сходи ведуть до бельетажу (piano nobile). З житлових приміщень в бельетажі відкриваються чудові краєвиди околиць;
чисті форми, композиційно будівля складається з простих геометричних об’ємів – циліндру, кубу та сфери. Ясні і прості форми, позбавлені прикрас, створюють враження цілісності та врівноваженості;
класичні деталі, Палладіо майстерно використав у звичайному житловому будинку класичні деталі храмової архітектури – високий подіум, портик, фронтон та ротонду. Вони надають будівлі велич та благородство;
план, центральна кругла зала вілли оточена прямокутниками кімнат. Таким чином, план «Ротонди» об’єднує дві геометричні фігури з символічним значенням: квадрат, що уособлює владу земну, та круг, втілення духовних основ. Сходові марші приховані стінами, які слугують опорами для купольної зали–ротонди;

проект вілли з http://kannelura.info/

портик, давні греки та римляни прибудовували портик лиш до головного фасаду. А Палладіо розмістив колонні портики з фронтонами на кожному з фасадів, що надало композиції закінчену симетрію, особливо вражаючу з дальньої відстані;
високий цоколь, характерний для архітектури храмів та фортець, підсилює композиційну симетрію вілли «Ротонда» і підкреслюють урочисту велич будівлі;
купол, вілла Ротонда – перша світська будівля епохи Відродження, увінчана куполом.

фото з офіційного сайту фото з офіційного сайту

Це якщо сухо. А якщо вишукано… Звернуся знову до Пьотра Вайля і його “Гения места”:

К вилле «Ротонда» на окраине Виченцы — самому знаменитому сооружению Палладио — идем вместе с Матвеем, поднимаясь по девятнадцати ступенькам: все рассчитано, внутрь пускают только по средам. Там — буйная лепнина и роспись охристо-золотистого цвета. «Ротонду» два века назад «прорабатывал» Гете: «Внутри это строение я бы назвал уютным, хотя оно не приспособлено для жилья».
А для чего же?! Красиво, но бессмысленно. И этот стиль распространился по всему миру, до глухих углов? Все же тяга к роскоши куда неистребимее, чем стремление к нормальному удобству, не говоря о том, что это более пламенная страсть. Взять хоть мировые географические открытия, сделанные в поисках пряностей, золота и мехов, — не за пшеном же плыли вокруг света. Считается, что Палладио возрождал античность. Так считал и он сам. Так оно и было. Но с поправкой: Возрождение изгоняло из греко-римской древности язычество, а с ним — низовую физиологическую телесность. Интерес к античности возник во флорентийском кватроченто, а решающее событие произошло, когда Поджио Браччолини нашел в монастырских архивах сочинение древнеримского архитектора Марка Витрувия «Об архитектуре». Основа его: архитектура должна имитировать природу и строиться на рациональных принципах, ведущих к Красоте, Пользе и Мощи. Римлянина развил Леон Баттиста Альберти, который вычленил у язычника Витрувия библейский антропоморфизм, сравнивая пропорции колонн с соотношениями роста и толщины человека, расстоянием от пупка до почки и т.д.; человеческие же пропорции он, вслед за Блаженным Августином, соотнес с параметрами Ноева ковчега и храма Соломона. Максима «человек есть мера всех вещей» — для нас метафизическая — имела для Ренессанса арифметический смысл.

Продолживший Альберти в своем трактате «Четыре книги об архитектуре» Палладио заключает: «Здание должно выглядеть цельным, совершенным телом».
Следствие — иерархия архитектурного пространства, подобно тому, «как Господь замыслил части нашего тела так, чтобы самые красивые были выставлены на обозрение, а менее достойные упрятаны». Оттого лестницы (кроме парадной) и другие служебные конструкции оставались без внимания. Оттого кухни задвигались в тесные неудобные помещения рядом с погребами, а иногда вовсе выносились за пределы здания — к амбарам и конюшням. Бельэтаж по сей день в Италии называется piano nobile — дворянский этаж, этаж для благородных.
Сортирами архитекторы палладианского толка пренебрегали: неловко, видно, делалось. На четырнадцать залов роскошной виллы Пизани обнаруживаешь одно отхожее место. Архитектура низа еще только предстояла человечеству, а ту, что была в прошлом, забыли. Я видал в Эфесе древнеримские общественные уборные дворцового размаха. Процесс там был организован тонко: оркестр играл, заглушая неблагозвучные шумы, запах нейтрализовали благовония, рабы предварительно нагревали своими задницами мрамор сидений. Хоть Возрождение возрождало античность, но полторы тысячи лет христианства не прошли даром: телесность заметно отступала перед духовностью. Суть — перед идеей.

фото з офіційного сайту фото з офіційного сайту

Умножение, тиражирование впечатлений и ощущений Палладио закладывал в своей работе. Вилла «Ротонда» — не просто театральная сцена, но четыре одинаковые сцены, обращенные на разные стороны света, к любым ветрам, ко всем временам года. Как говорил сам архитектор, он не мог выбрать, какой пейзаж красивее, оттого и соорудил четыре равных входа со всех сторон.

Круглый зал, вписанный в квадратный план здания, решал пифагорейскую задачу квадратуры круга: божественное совершенство — в материальной человеческой вселенной. Математика была господствующей наукой для архитекторов, музыкантов, скульпторов, художников. Сводимой к формуле казалась жизнь — и так вплоть до XX века. Что стало первым потрясением, показавшим: не все счастье рассчитывается на бумаге? Пуля «дум-дум»? «Титаник»? Газы на Ипре? Кровь русской революции?

фото з офіційного сайту фото з офіційного сайту

Палладио упразднял сортиры, расширяя столовые, — и специальные помещения уставляли ночными горшками, от чего в итоге бешено разрастались цветы в садах: тоже вроде польза, но косвенная, не предусмотренная. Говорят, красиво жить не запретишь, — неправда: красивая жизнь только та, которая полноценна и естественна. Запланировать красоту и счастье не выходит. Потому и утонул «Титаник»: чтоб не зарываться. Как там у Венедикта Ерофеева: «Все на свете должно происходить медленно и неправильно, чтоб не сумел загордиться человек, чтоб человек постоянно был грустен и растерян».

Будем, однако, справедливы: виллы Палладио очень хороши снаружи. Палаццо и вилла — разница между фасадом и силуэтом. В городе значим только фасад, за городом — силуэт. Вписывание цивилизации в природу предвосхищает Руссо и прочее просветительство. Парк вокруг виллы переходит в сад, сад — в леса и поля. В Венето невысокие холмы скрывают мачты электропередач и отдаленные многоэтажки, автострады кажутся ручьями: ничто не нарушает сельскохозяйственной пасторали, тем более, и растет кругом кукуруза.

фото з офіційного сайту фото з офіційного сайту

Появление в Северной Италии вилл и особой культуры — villegiatura, дачной жизни, у нас так подробно описанной Чеховым, — напрямую связано с открытием Америки. Каждый раз истинная радость — узнать о связи далеких по видимости явлений, убедиться в преемственности мировых событий. Привезенная из Америки и легко прижившаяся кукуруза оказалась идеальным злаковым дополнением к традиционным макаронам: по сей день кукурузная каша — полента — любимый гарнир в Ломбардии, Пьемонте, Венето. За четыреста лет до хрущевского кукурузного бума заколосились поля, а венецианские купцы сделались и помещиками. Появились поместья — виллы, изысканность которым придавало чтение буколик Вергилия, излюбленного античного автора в эпоху Ренессанса. Виллы расписывали Веронезе, Тициан, Бассано, Пальма-старший, Пальма-младший.

«Величественные здания, возведенные этим человеком, изуродованы мелкими грязными людскими потребностями… Сколь мало эти бесценные памятники высокого духа соответствовали жизни всего прочего человечества…» Слова Гете о Палладио цитируешь с противоположными чувствами. Как высказался в палладианском дворце Державин: «А где тут у вас, братец, нужник?»

Список використаних джерел
– Петр Вайль. Гений места. – М.:КоЛибри, 2008 г. – 488 с.
– Villa La Rotonda Andrea Palladio офіційний сайт http://www.villalarotonda.it/
– Вилла Ротонда (Вилла Капра). Коллекция архитектурных планов http://kannelura.info
– Вілла Ротонда як один з найкращих творів італійського архітектора Палладіо http://osvita.ua


Переглянути Европа на карті більшого розміру

Vicenza. Місто Андреа Палладіо. Частина 1