Развалины медресе возле мечети Узбека
Город, который дал название целому государству, который когда-то именовали вторым Багдадом, сегодня едва насчитывает 10 тыс. жителей и не является даже центром района. Однако былую славу еще можно распознать за остатками старых камней…
Современная мечеть Старого Крыма – ориентир, что скоро уже стоит выходить из маршрутки, или же поворачивать свое транспортное средство с трассы в центр города.
Старый Крым (тюрк. Eski Qirim) лежит на трассе Симферополь-Феодосия. Посему добраться к нему не составляет никаких проблем. Первой встречает путника, который путешествует из современной столицы Крыма, белая колоннада слева – въезд в санаторий “Старый Крым”. Но о санатории позже.
Точная дата основания города неизвестна, ориентировочно в 13 в., когда степная Таврия была захвачена ордынцами. Образованный центр улуса Золотой Орды по разным источникам или же сразу получил название Къирим (тюрк. “мой холм”), или именовался Солхат (под этим названием город известен в западной хронике в основном из Генуи, которая владела на то время Каффой и другими городами на побережье). Существует также версия, что в древности город был разделен на две части. Первая – собственно резиденция эмира, звалась Къирим, вторая – торгово-ремесленная – Солхат.
Меньше с тем, как видим из фото, о древнем наименовании города Солхат свидетельствует и въездная стелла. Правда уже как реклама одноименного торгового центра…
С распадом Золотой Орды и выделением Крымского ханства в отдельное государство, столица была перенесена в Кирк-Ор (в настоящее время известен как Чуфут-Кале), а к названию города прибавили прилагательное Eski (старый), правда переняв название Qirim для всего полуострова.
С присоединением Крыма к РИ была попытка переименовать его на греческий манер в Левкополь, но это название не прижилось (хотя также была бы уместна, поскольку дословно значила “спокойный город”, действительно тихий и спокойный), вместо этого заменилось российской калькой-переводом “Старый Крым”, в 1944 г. это название с татарами уже вероятно и не связывали, то же переименований больше не было.
Пройдемся по улицам этого древнего города…
Кое-где здесь гуляют коровы, а воду можно пить из таких вот оборудованных источников
Старый Крым в большинстве своем – это опять же старые (как оправдывает свое название!), покосившиеся одноэтажные домики, возведенные из блоков ракушняка и покрытые красной черепицей… Панорама же города открывается с дороги на монастырь Сурб-Хач – село себе селом, если бы упомянутые уже “старые камни”…
Старый Крым и хребет Агармиш, известный своими пещерами |
Городок разместился на берегу речушки Чурук-Су, которую впрочем достаточно сложно заметить в зеленых зарослях. Интересно, что первоначально речка звалась Бузлык (ледяная), впоследствии Ширин-Су (“сладкая вода”), нынешнее значение – “гнилая вода” – такой себе топонимический индикатор проблем малых рек…
Но все же вернемся к “старым камням”.
Одной из самых древних достопримечательностей архитектуры древнего Солхата является мечеть хана Узбека, который получил власть в Крымском улусе Золотой Орды в 1312 году. И уже в 1314 по его приказу была возведена новая мечеть. Размещается она в центре городка, но мне пришлось немного покружить кривыми улочками, чтоб найти нужную ул.Халтурина.
Кроме портала и стройного минарета мечеть извне ничем примечательным не выделяется – простой такой себе параллелепипед под двускатной черепичной крышей.
Мечеть Узбека
Но стоит зайти с севера (со стороны входа в мечеть) и осмотреть портал. Он действительно роскошен – украшен сельджуцкой (“растительной”) резьбой и колоннами с лилейными капителями, как говорят – в основе своей сохранился до сегодня в своем первобытном виде. Однако верх портала переделан в более поздние времена, это может свидетельствовать (на что указывают исследователи), что первобытно мечеть была значительно выше.
Портал мечети Узбека
Кроме того стоит еще и заглянуть в середину. Два ряда восьмигранных колонн с резными капителями и продольными стрельчастыми арками делят внутреннее пространство на три части. Центральный неф ведет к михрабу (молитвенной нише), украшенному цветными росписями с растительным орнаментом и арабской вязью. Михраб расположен строго на юг, чтобы во время молитвы правоверные были обращены лицом к Мекке.
С южной стороны к мечети примыкают величественные развалины. В большинстве источников указывается, что это медресе – мусульманская средняя и высшая школа, которая готовила служителей культа, учителей начальных школ и современным языком, – государственных служащих. Здесь изучали Коран, философию, арабский язык, риторику, астрономию, логику, юриспруденцию…
Правда существует и другая версия, что это был не ВУЗ, а монастырь дервишей, так называемое текие. Такое предположение базируется на найденном под руинами свода небольшого мавзолея – дюрбе.
Здание медресе (или текие) прилегает к южной стене мечети Узбека, потому как правило ее строительство приписывают тому же хану. Но последующие исследования руин медресе и здания мечети свидетельствуют, что эти две сооружения относятся к разным временам.
Об этом свидетельствуют ниши на южной стене мечети, в которые были переделаны прежние окна со стороны михраба, когда к южной стене пристроили медресе. Точная дата строительства медресе до сих пор не установлена, ориентировочно – в конце 14 в.
руины медресе
Медресе было квадратным в плане сооружением с внутренним открытым двориком, вокруг которого размещались кельи, – худжры – маленькие каменные помещения с узкими, как бойницы, окнами. Каждая из них была перекрыта сводами.
Вдоль келий тянулись со всех сторон узкие галереи-навесы на каменных опорах, граненные базы которых кое-где сохранились на своих местах. Не исключено, что существовал и второй этаж келий под более легкой кровлей.
Три глубоких ниши на руинах медресе были ничем другим как айванами (аудиториями для занятий). Они были квадратными в плане и покрытые полуциркульным сводом, который кое-где еще сохранился.
Близ мечети Узбека на ул. Красноармейской на небольшой площади посреди частной одноэтажной застройки сохранились еще одни старые руины.
Большинство источников называют эти руины мечетью Бейбарса, самой первой мечетью Крыма и самой старой сохраненной (пусть и в виде руин) архитектурной достопримечательностью.
По наиболее распространенной версии мечеть была построена на средства египетского султана из мамлюцкой династии Бахри – Захира Сейф-ад-Дина ас-Салихи Бейбарса, известного тем, что он остановил ордынское нашествие на юго-запад. Он был уроженцем этих мест, мамлюком (белым рабом), купленным на невольническом рынке, но впоследствии дослужился до большого военачальника и, в конечном итоге, султана. Якобы он в 1277 г. пожертвовал 2000 динаров на строительство мечети в родных местах. Правда некоторые источники указывают другого незаслуженно забытого ктитора – также египетского султана Калауна ал-Альфи. Как бы то ни было, мечеть была построена в 1288 г.
руины мечети Бейбарса
От мечети мало что осталось. Лишь квадрат полуразрушенных стен. Не стоит искать среди руин хотя бы небольшие остатки мрамора или порфира, которые по описаниям когда-то украшали мечеть Бейбарса. Нет и намека на подобное облицевание в ее бутовом сооружении. Потому отнесение этой руины именно к остаткам мечети Бейбарса является чисто условным.
Да, здание очень старо, возможно и 13 в., но что это было в действительности?
Неожиданно от местных мальчишек я услышал, что это развалины монетного двора. Мальчишки конечно могут ошибаться, но на старой схеме достопримечательностей Старого Крыма эти руины также подписаны как “Монетный двор”, хотя другие источники размещают монетный двор на восточной окраине городка – в районе Караван-Сарая, иногда отождествляя монетный двор с самими развалинами Караван-сарая
Значит следуем на восточную околицу. Дорогой на улице Стамова замечаем длинный каменный из белого кирпича забор, за которым в зарослях сорняков замечаем руины еще одной мечети, которую называют Куршум-Джами (свинцовая мечеть). Название связано с версией, что для прочности в раствор добавляли свинец. Хотя современные исследования этого и не подтвердили.
Руины же Караван-Сарая, которые должны находиться на ул.Партизанской, я так и не нашел. Я честно долго блуждал околицами, кривыми улицами, неоднократно спрашивал у местных, которые мне обстоятельно рассказывали дорогу… пока я не понял, что все отправляют меня обратно к мечети Бейбарса. Вероятно слово “развалины” у них стойко связано именно с этой достопримечательностью, все другое внимания не достойно. В конечном итоге, ограниченный временем, я плюнул на эту затею и направился в центр, где меня еще ожидали пропущенные интересности.
руины мечети Куршум-Джами
Близ центра рядом с пересечением улиц Почтовой, Осипенко и Советской между частной усадьбой и двором “Табаксырья” спрятана еще одна достопримечательность из средневековья, возведенная в 14 веке.
Это руины церкви Иоанна Крестителя. Она являла собой небольшую однонавовую церковь, которую называют то греческой, то армянской. В подтверждение первой версии свидетельствует полукруглая алтарная апсида, которая выступает наружу от восточной стены (для армянских характерны абсиды как бы спрятанные в более толстые сооружения). С другой стороны ранние армянские храмы также могли иметь такие абсиды.
руины церкви Иоанна Крестителя
Особенностью сооружения является наличие двух равноценных, южного и западного, входов. Устроение входов с юга указывает на традиции византийского зодчества, поэтому церковь часто считают типичной сельской византийской церковью.
Кроме небольших окон, размещенных достаточно высоко, в стенах есть и арочные прорезы внизу, к середине закрытые плиточным полом. Из этого сделан вывод, что пол положили позже, а уровень более давней церкви был значительно ниже.
От перекрытия церкви осталось лишь основа коробового свода – широкие арки из тесанного камня, опирающиеся пятами на каменные кронштейны, и круглые в разрезе нервюры, как бы подставленные под основы арок.
В настоящее время на руинах церкви раз в году священник проводит богослужение для греческой диаспоры.
Вероятно от одного из таких ежегодных богослужений и остались увядшие цветы на стенах храма…
Близ руин средневекового храма тяжело не заметить строительство нового. Когда-то здесь стоял старинный (возведенный на рубеже 14 и 15 веков) армяно-грегорианский храм Сурб Аставацацин, он периодически обновлялся и перестраивался так, что в 1958 г. был признан… неинтересным с художественной точки зрения, и потому его просто снесли.
Это место известно еще тем, что на кладбище при церкви в 1826 году была похоронена Жанна де Сент-Реми де Ла Мотт-Валуа – известная Миледи из романов Дюма. Говорят, что надгробие на ее могиле можно было найти на разрушенном кладбище еще в 60-х годах 20 в.
Теперь о более новых достопримечательностях Старого Крыма.
В самом центре городка на углу ул.Свободы и Либкнехта привлекает внимание двухэтажный дом в стиле позднего классицизма, типичный для старых гимназий, – такой же срезанный угол на углу улиц, балкончик на втором этаже… Построен он был в 1904 году как дом купеческого собрания, впоследствии там размещалась семинария, а во времена “исторического материализма” – горком партии.
С 1988 года здесь действует Старокрымский литературно-художественный музей и выставочный зал “Кимерионъ”.
Старокрымский литературно-художественный музей
При наличии свободного времени можно осмотреть экспозицию (я этого не сделал, поскольку во времени как раз был ограничен), но во дворик попасть таки стоит обязательно. Лично меня привлекли те два льва:
во дворике литературно-художественного музея
Один, правда, с несколько покалеченной мордой
у другого несколько удивленное выражение той же морды…
Однако львы все же хорошие
Здесь же во дворике установлено Екатерининскую милю. Жаль, что место не аутентичное, да и отреставрированная она. Но все же достопримечательность
екатерининская миля
Немного дальше на запад на улице Карла Либкнехта размещено два музея усадьбы известных русских писателей – Константина Паустовского и Александра Грина. Усадьбу, которая когда-то принадлежала Паустовскому было выкуплено из частной собственности для потребностей музея писателя совсем недавно, – в 2005 году.
дом-музей Паустовского | дом-музей Грина |
При улице Калинина размещен еще один музей – этнографии крымских татар. Не удивительно, ведь Старый Крым – город с наибольшим процентом крымскотатарского населения.
музей этнографии крымских татар
по пути к армянскому монастырю Сурб-Хач советую посетить фонтан у входа к храму Успения Пресвятой Богородицы. Согласно надписи на фонтане его построил болгарин Петр Михайлов из села Малко Тырнов в 19 в. Вода к фонтану подается из источника, который питается водами хребта Агармыш. Считается. что она имеет такие же чудодейственные свойства, что и источник св.Пантелеймона, размещенный за рекой.
Сам храм отстроен уже в наши дни на месте церкви начала 19 века.
фонтан-источник | церковь Успения | новый храм на месте Сурб Аставацацин |
И в послевоенное время в Старом Крыму любили останавливаться и жить знаменитости. Николай Амосов, например, в 1940-1960-х годах работал в местном санатории “Старый Крым”.
Друнина и Каплер здесь же (на кладбище, размещенном на севере городка за трассой Симферополь-Феодосия) и похороненные. К слову, на этом же кладбище похоронен и Александр Грина. На его могиле установлена скульптура с изображением Фрези Грант – “Бегущей по волнам” авторства Татьяны Гагариной.
стоит еще прогуляться улицами старого городка среди маленьких домиков начала прошлого века, вдыхая его неповторимую атмосферу…
но время двигаться дальше, к главной достопримечательности этих мест – армянского средневекового монастыря Сурб Хач
(Продолжение следует)