Один вечер в столице Штирии

Murinsel
Murinsel

Перед поездкой о Граце я знал совсем не много. Здесь родился Арнольд Шварценегер, местный футбольный клуб зовется “Штурм”, а стадион, на котором проводились матчи Евро-2008, “Арена”. Ну и информацию из коротенькой статейки в любимой книге детства – «Географическом энциклопедическом словаре»: «Грац (Graz), город в Австрии. Адм.ц. земли Штирия, в предгорьях Штирийских Альп, на р.Мур. 249 т.ж. (1980). Важный трансп. узел. Второй по величине и экон. значению город страны (после Вены). Тяжёлое, трансп., с.-х. маш-ние; произ-во изделий точной механики и оптики; хим., текст., полиграфич. пром-сть . Ун-т (с 1586). Архит. пам. 13-18 вв.».
Да и теряется он в тени так популярных среди туристов голубодунайной Вены, моцартовского Зальцбурга или олимпийского Инсбрука.


В Граце мы должны были провести лишь один вечер перед возвращением домой, поэтому я и не собирал много информации об этом городе, которых, кстати, при беглом обзоре рунета, оказалось не так и много. Отметил лишь фото, по которому было ясно, что в самом центре есть гора, а на горе есть башня с часами. Мне показалось – этого вполне достаточно для переполненного впечатлениями после двухнедельной поездки человека. Залезть на гору и за бокалом пива наблюдать, как уставшее солнце прячется в Альпах.
Первые минуты знакомства с Грацем и действительно не обещали ничего чрезвычайного. Узкая улица с трамвайными путями посредине вела нас от гостиницы к центру вдоль однотипной застройки с одиночными вывесками закрытых магазинов (было воскресенье). Улица была практически безлюдной, и лишь худенькие и не совсем новые трамваи прорезали своим звоном воскресную тишину. Внимание привлекали разве что таблички на дверях приемных частных врачей, фамилии которых заканчивались преимущественно на “i?”.
Свидетельство большой словенской диаспоры Граца, близость словенской границы (до Марибора отсюда каких-то 50 км). Да и вообще вспомнилось, что город был основан теми же словенцами, которые и до сих пор употребляют его первоначальное название – Градец.

Jakoministrasse витрины Граца

Вдали появилась та самая башня с часами, главная и единственная цель нашей прогулки. Тогда еще мы не знали, как и не мог знать «Географический энциклопедический словарь», изданный в 1986 году, что в 1999 старый город включат в список мирового наследства ЮНЕСКО, а в 2003 в рамках объявления Граца культурной столицей Европы, в нем появятся еще и новейшие достопримечательности, возле которых мы будем бродить полночи.
Правда за спиной в рюкзаке у меня лежал небольшой путеводитель на английском, прихваченный в гостинице ради карты города (чтоб найти дорогу назад), но в него никто не заглядывал. Всеравно, до сумерек было уже близко, а вставать в 5 утра.
А пока прогулявшись тихой улицей (кажется Jakoministrasse) мы вышли на более оживленную и широкую Herrengasse. Почти в самом ее начале нас встретила стройная церковная башня с барочным завершением. Stadtpfarrkirche (приходская церковь) раньше принадлежала ордену доминиканцев, которые построили свой монастырь в бывшем еврейском квартале еще в 1440, но монахам очень скоро пришлось оттуда убраться, приходской она стала уже в 1585 г.

Herrengasse и Stadtpfarrkirche канализационный люк с гербом Штирии

Во время второй мировой в церковь попала бомба. Среди прочего пострадали и богатые витражи. Альберту Биркле (Albert Birkle), художнику из Зальцбурга, было поручено создать новые. Они в основном изображают Страсти и Воскресенье Иисуса. Но в послевоенной Австрии вокруг этой работы Биркле разгорелся целый скандал. В витражах распознали лица… Гитлера и Муссолини. Но все же решили оставить как есть, поскольку трактовали изображенных диктаторов как компаньонов мучителей Христа. Жаль, что это я вычитал уже дома. Потому вместо фото скандальных витражей смотрите на благочестивые скульптуры праведников :)

А Herrengasse уже веселее. Интересны скульптуры на углах домов. Вот, например:

А вот и Арсенал (Landeszeughaus) – пятиэтажный дом с беленьким фасадом и золотистым рустом. Фасад украшают скульптуры авторства Джованни Мамоло (Giovanni Mamolo). Но кто бы мог подумать, что тот веселенький дядюшка – ни кто другой, как бог войны Марс. А тот добропорядочный юноша, вообще тетка, Минерва ее звать :)

Марс вход в Landeszeughaus и скульптура Минервы

Рассказывая об арсенале, стоит вспомнить, что Грац размещен в предгорьях Альп, и в средневековье долгое время фактически был городом на границе с Оттоманской Портой (ну прямо как наше Подолье). Потому удивляться, что Штирия была, как говорят, вооружена до зубов, не приходится. Поэтому со временем железяк собралась столько, что хватило чуть ли не на наибольшую коллекцию исторического оружия в мире.
Шутка ли. Свыше 32 тысяч экспонатов (с 15-го по 19-тый века). Мария Терезия, правда, хотела все это экспроприировать, но грацчане (или грацевцы, как верно?), свой арсенал отстояли, мотивируя, что благодаря всему тому железу именно Штирия была главным воином с врагами христианства, пока некоторые отсиживались в тылах. Наполеон, правда, немного оружия из арсенала своровал. Но поскольку был воякой, а не ценителем антиквариата, увел лишь тяжелые пушки. Ну и подумаешь, и без них арсенал хорош.
Интересен факт – утверждают, что все то железо не превратилось в кучу ржавого металлолома не потому, что в Австрии не как у нас – выгоднее этот металлолом сдать (хотя по-видимому и потому тоже). Но влагу абсорбируют деревянные перекрытия и стены арсенала. Вон оно как.
Ну, объяснять, что в арсенал мы не попали, по-видимому не стоит :). Ну, конечно, что было закрыто уже. Но хорошо, что есть до кого отослать – посмотреть на него изнутри можете в Блэки – http://castles.com.ua/landeszeughaus.html.

Landeszeughaus и Landhaus

Рядом с Арсеналом – интересная подворотня. Не заходили, хотя стоило. Как пишет официальный сайт «People often just stand and gape after entering the spacious courtyard of Landhaus for the first time». Мы не зевали, мы спешили на гору :). Тем не менее. За подворотней – настоящее венецианское палаццо, по совместительству – Landhaus. Земельный парламент то есть, Штирийский областной совет, по-нашему. Но интерестен не столько парламент, столько сам палаццо. Построен он был еще в далеком 1557 г. итальянским (ну еще бы, палаццо строил не итальянец) архитектором Доменико дель’Альйо (Domenico dell’Allio).
Так вот, с Herrengasse оно так себе, подворотня меня только что и заинтересовала. А вот внутренний двор – с ренессансными аркадами, медными горгулиями 16 века, бронзовый фонтан… Эх! Но ничего, в следующий раз загляну :)
Так в темпе вальса, пройдя мимо доброй части грацевских достопримечательностей, мы выкатили на главную площадь Граца. Австрийцы не очень себя утомляют поиском хорошего названия для центральных площадей. Она так и зовется – Главная площадь (Hauptplatz).

Hauptplatz
Hauptplatz

Прямо посреди площади – памятник усатому дядечке. У каждого искреннего украинца реакция должна быть молниеносной – «О, Шевченко!». И только при детальном рассмотрении, появляется ощущение, что что-то здесь не так. Дядюшка лже-Шевченко по-европейски худой. И поэтому не похож. Хотя возле него девушки славянской наружности в веночках точно наши. Гастарбайтеры из Галичины, вероятно. На памятнике подпись – эрц-герцог Йоханн. Кто такой? Мы только одного в школе учили, того, что в Сараево застрелили, бедолагу.

Ага, книжка пишет, что эрц-перц, тьфу, эрц-герцогу Йоханну повезло, его в Сараево не застреливали, потому что умер он значительно раньше – в 1859 в возрасте 77 лет. А памятник ему поставили, потому что сделал немало для развития Штирии (что именно, не уточняется, но поверим на слово). Гастарбайтерки же из Галичины сюда приехали, чтоб изображать главные реки Штирии – Мур (странно, я думал, что реку с таким названием должен изображать мужчина, но опять спишем на словенцев, они реку зовут Мура – река как река, чего они так?), Драву, Еннз и Санн.
В средние века Гауптплятц была обычной рыночной площадью. А для потехи люда здесь еще и виновным рубили головы.
Гауптплятц какой-то неправильной формы. Такая себе кривая трапеция. Говорят, что все грацевские трамваи съезжаются сюда, вокруг одни рельсы. Ага, и еще ларьки. В таких у нас шаурму продают. Проверять нет времени. Лучше на ратушу посмотрю.

Rathaus
Rathaus

Грацевский Rathaus – величественное здание, возведенное в 1893 г. по проекту венских архитекторов Вилеманса (Wielemans) и Рейтера (Reuter). Статуи на фасаде здания являются аллегориями ремесла, искусства, науки и торговли.

Интересен факт, что история ратуши на этом месте начинается еще в далеком 1550 году, когда здесь был возведен небольшой дом, где кроме магистрата, по традиции, содержалась еще и тюрьма. Но население Граца постоянно росло, что требовало соответствующего роста чиновничего аппарата. Хотя я так думаю, рост численности населения – это просто отмазка. Законы Паркинсона мы все читали. Как бы то не было, в 1803 году была возведена новая ратуша. БОльшая, ясно, чтоб вместились больше желающих не покладая сил работать на благо родного города. А к концу 19-го столетия опять возникла потребность в расширении штатов.
Если хорошо присмотреться к новой ратуше (например со стороны Herrengasse), заметно, что меньшие худые домики как будто вросли в боковые крылья Ратхаус. Просто их хозяева не пожелали отдать свои участки под новое строительство, строгий же проект не захотели изменять из-за них, поэтому их дома оказались просто встроенными в ратушу. Ну что скажешь, Европа. Боюсь подумать, как бы горели дома наших неуступчивых домовладельцев…

Rathaus зі Schlossberg
Rathaus со Schlossberg

Да, ратуша очень большая, но не следует думать, что там одни чиновники сидят. В отличие от наших городских советов там еще вмещаются магазинчики, кафе во внутреннем дворике, и даже ЗАГС, ну то есть зал для свадебных церемоний.
На противоположной стороне Herrengasse от ратуши местной достопримечательностью считается Gemalteshaus (дословно – «разрисованный дом»). Фасад его и в самом деле разрисован всевозможными там персонажами греко-римской мифологии. Росписи выполнены художником Йоханном Майером (Johann Mayer) в 1742 г. Простите, не сфотографировал, как-то покажу Штайн-ам-Райн, там этого добра… :)
На противоположной стороне Гауптплятц тяжело пропустить интересный декорированный узорчатой лепниной дом с аркадой-галереей на первом этаже. Кто не понимает моих словесных оборотов, а фотка по какой-то причине не откроется, на нем написано SWAROVSKI (куда же в Австрии да и без него). Этот разрисованный домик на углу Hauptplatz и Sporgasse зовется Luegghous. Книжка пишет, что если красиво присмотреться к той узорчатой лепнине, то можно увидеть скрытые лица. Увидели?

Luegghaus Sporgasse

Иногда употребляется термин Luegghouses, вероятно имеется в виду и соседний домик, с такой же галереей, но декор более прост.
Но все больше темнело, и мы спешили к башне с часами. Она уже была совсем близко. Всего в квартале ходьбы от Гауптплятц тяжело не заметить еще одну барочную церковку с несколько несимметричным фронтоном, поскольку церковь пристроена к соседнему дому. На карте она названа VS, HS Kirche. Что бы это значило?

VS,HS Kirche Schlo?bergplatz

Но нечего разглядывать церкви снизу. Прямо напротив этой церкви небольшая площадь Schlo?bergplatz («площадь замковой горы»). Размещенная фактически под отвесными каменными склонами Schlo?berg (собственно – «Замковая гора»). На Шлоссберг можно попасть пешком, прямо с площади на гору ведет добротная зигзаговидная лестница “Kriegssteig” (всего каких-то 260 ступеней, если верить книжке, сам не считал). Я всегда не прочь испытать свою альпинистскую подготовку, игнорируя всевозможные там лифты и другие способы халявы. Но как можно было проигнорировать халяву здесь (если можно назвать «халявой» достопримечательность стоимостью в 50 евроцентов)? Рядом с лестницей – вход в тоннель, который ведет в недра Шлоссберга. Такого еще не видел,мог бы решить, что здесь что-то иное, если бы не табличка с недвусмысленным намеком «Lift». Тоннель оказался достаточно длинным и холодным. Казалось, он вел до самого центра Шлоссберга. Из летней жары попасть в такой «погреб» было приятно. Не солгали, лифт там был. Не догадался его сфотографировать с низу. Достаточно такая грандиозная картина – огромная штольня, которая вертикально подымается вверх, так, что и конца не видно, а в ней – шахта лифта. Но там было достаточно темно, ставить штатив я постеснялся. Кто знает, может стратегический объект до сих пор. Ведь построен тот тоннель был во времена второй мировой как бомбоубежище… Вообще Schlossberg Grottenbahn – еще одна интересная штука Граца – это целая сеть тоннелей и штолен, общей длиной 6,3 км, которая была рассчитана на размещение 40 тис.людей, имела 20 входов. Кроме лифта на гору здесь размещается еще и “Dom im Berg” – андерграундный концертный зал и часть детской железной дороги.

лестница на Schlo?berg и входы в штольни Schlo?berlift Grottenbahn (как же люблю немецкий)

Лифт быстро вынес нас на гору. Как же же здесь прекрасно! Все в цветочках, весь Грац как на ладони и горы вдали. Не ошиблись предки словенцев, построив здесь больше тысячелетия тому свой Градец.
Местная легенда о происхождении горы, конечно же тоже не обошлась без черта. Летел он как-то из Африки с большим камнем в руках. И случилось же такое, что как раз над Грацем нарвался на крестный Пасхальный ход. Вот с испуга и уронил камень на землю. Легенда умалчивает, что произошло с самой процессией. Не хотел бы я очутиться в Граце, когда на него падал камень размером со Шлоссберг. Но учитывая инерцию разгона черта аж из самой Африки, успокоим себя тем, что никто из процессии не пострадал.

лифт на вершине Schlo?berg’а вид с горы на Dom (кафедральный собор)

Собственно со Шлоссберга и начинался Грац. Сначала с небольшого укрепленного замка – градеца, впоследствии перестроился в могучую крепость, которую построили по проекту уже известного нам архитектора Доменико дель’Альйо (Domenico dell’Allio) в середине 16-го столетия.
Эту крепость не смог захватить ни один из завоевателей. Однако в 1809, когда Габсбурги капитулировали перед армией Наполеона, тот потребовал разрушить так и не покоренный им замок Schlossberg. Могучие стены пали. Остались казематы, фрагменты бастионов и две главных доминанты Шлоссберга – Uhrturm и Glockenturm (соответственно – часовая башня и колокольня). Говорят, что бюргеры откупились от Наполеона, чтобы тот не разрушал главные символы Граца. Как бы вот нам откупиться от разрушителей нашего архитектурного исторического наследия? К сожалению, в наших реалиях, деньги и руины по одну сторону баррикад…

Glockenturm Uhrturm

Собственно Uhrturm – именно она была целью нашей прогулки. Башня была построена здесь еще в 1265 году, но современный вид она приобрела в 1560 году, когда собственно строилась новая крепость. Огромные циферблаты часов (на всех четырех стенах) диаметром 5 метров были созданы в 1712 году. В часовой башне есть три колокола. Stundenglocke (происходит с 1382 г.) выбивает каждый новый час, Feuerglocke (1645) предупреждал о пожарах, а Armens?nderglocke (1450) первоначально зазывал зевак на казни на Гауптплятц. С распространением в Европе идей гуманизма в 19 в. его переименовали на Lumpenglocke (к чему здесь «тряпка», я так и не понял).
На одной из стен Uhrturm’а заметен горельеф собаки. По легенде собака спасла дочь кайзера Фридриха ІІІ Кунигунду от похитителей, засланных венгерским королем Маттиасом Корвином.

Uhrturm находится скраю Шлоссберга, поэтому хорошо заметна с разных уголков города. И именно поэтому она и является основным символом Граца.
Glockenturm находится в глубине крепости. Колокольня была построена в 1588 году специально для самого известного колокола Граца по имени «Liesl». Точно не известно, откуда это название, то ли от Св.Елизаветы (именно ей была посвящена часовня, стоявшая ранее на этом месте), или от слова “Verlies” («темница»). Колокол весит 5 тонн (!).

Со Шлоссберга открывается прекрасный вид на весь Грац. Вон там, прямо под горой проходит улица Sackstrasse, известная как «Kunstmeile» («художественная миля»). На ней сосредоточено большое количество художественных студий и антикварных магазинов. Путеводитель советует заглядывать во внутренние дворики и подворотни. Самым известным домом на Sackstrasse является Palais Attems, построенный в 1702 г. Жаль, не были внутри. Судя по фото – барочная лепнина – просто кулл. Не пропустите ;)
Слева на берегу Мура виднеется стройная колокольня из зеленый куполом-луковицей. Это Franziskanerkirche – собор монастыря францисканцев, основанного еще в 1239 г.
Собственно река Мур и интересный мост через нее (к нему мы еще спустимся). Mariahilferplatz – площадь с основной доминантой на ней – Mariahilferkirche – церковью с двумя симметричными башнями с барочным завершением…
вид на долину р.Мур

А это что еще за монстр, похожий на большого черного слизняка с щупальцами, который затесался в спокойное общество красных черепичных крыш?

Знакомьтесь – здание, без которого не обходится ни один обзор самых странных архитектурных творений – Kunsthaus (другими словами – «художественный дом (музей)»). Кто-то его абсолютно не воспринимает, считая, что он нарушает архитектурный ансамбль старого Граца, кто-то наоборот поет ему оды, полные восхищения, наподобие «Kunsthaus – символ гармоничного сосуществования старого и нового в Граце». Как бы то ни было, безразличным не остается никто.
Стоит отметить, что архитектурные новаторства для Граца не новы. Еще в далеком 1848 году по проекту архитектора Джозефа Бенедикта Витхальма (Josef Benedict Withalm) был построен Eiserneshaus («железный дом»), смелая чугунная конструкция, которая вызывала тогда немало споров.
Kunsthaus

Экстравагантный Kunsthaus был построен совсем недавно, в 2003 году, когда Грац был объявлен культурной столицей Европы. Авторы проекта – Петер Кук (Peter Cook) и Колин Фурнье (Colin Fournier ). Известные архитекторы сами назвали его “friendly alien”, в народе же распространено название «инопланетянин» или «щупальца».
Ритмичная конструкция формой и материалом сознательно контрастирует с островерхими крышами окружающих домов. В здании использовано 1066 акриловых стеклянных элементов, которые формируют «кожу инопланетянина». Ночью по «коже» пробегают огоньки, создавая иллюзию живого существа. «Щупальца» ориентировано строго на север, кроме одного, которое направлено на Uhrturm, подсвечивая ее.

Kunsthaus
Kunsthaus

Внутри кроме отделов художественного музея Граца размещается постоянно действующая фотовыставка, художественная выставка и ресторан. Следует отметить, что в Кунстхаусе экспонируется лишь современное искусство (требование – возраст работы не больше 40 лет).
Но пройдемся далее по замковой горе. Стремительно темнело, поэтому фотографировал все меньше. Как уже отмечалось, Наполеон замок приказал разрушить. Но кроме двух башен уцелели казематы и бастионы, сначала их использовали в качестве тюрьмы, в настоящее время – для потребностей… концертного зала. Рядом с бастионом – T?rkenbrunnen («турецкий колодец») глубиной 94 метра. Построен он был еще в 1554-1558 годах при возведении нового замка на Шлоссберге. Нынешнее же название получил лишь в 19 веке, поскольку считалось, что его строили пленные турки. Ночью колодец оригинально подсвечивается изнутри.

казематы Шлоссберга T?rkenbrunnen

Парковая аллея огибает бастионы с обеих сторон. Странно, но фонарей нет. Идем в темноту. Но хорошо, что пошли дальше, совсем скоро наталкиваемся еще на одну достопримечательность Граца, именуемую Schlo?bergbahn. Собственно Schlo?bergbahn – это ничто иное, как фуникулер. Известен он тем, что построен еще в 1894 году. Другая его особенность – крутизна подъема – аж 61 градус.

Schlo?bergbahn

Хотелось бы прокатиться, но нами еще не обследована значительная часть Шлоссберга. Вот мы и пошли дальше.

На противоположной от часовой башни стороне горы установлен памятник L?wehackher. Посвящен он защитникам крепости Шлоссберг во главе с Franz Xaver Freiherr von Hackher. Кучка солдат смогла удержать крепость от превалирующих сил французов.
Уже было совсем темно, мы немножко полюбовались видами ночного Граца, на соседних холмах я заметил ярко подсвеченный объект. Для себя решил, что то и есть Schloss Eggenberg (замок Еггенберг). На замковой горе еще видели китайскую беседку, большой круг с направлениями и расстояниями к большим городам мира, стеллу в стиле… соцреализма. Но время было спускаться вниз. Лестницей “Kriegssteig” тоже интересно пройтись.
ночной Грац

А внизу ожидала еще одна новейшая достопримечательность. Мы не ошиблись, лицезреть ее лучше всего ночью. В том же 2003 году кроме Кунстхауза в Граце был построен еще один оригинальный объект, незатейливо названный Murinsel («остров Мур»). Автором проекта стал нью-йоркский артист, художник и архитектор, автор многих скандальных и эпатажных перформенсов (например, «Seedbed») Вито Аккончи (Vito Acconci).

Murinsel und Schlo?berg
Murinsel und Schlo?berg

Фактически Муринзель являет собой искусственный остров посреди Мура – конструкцию из стекла и металла, которая напоминает раскрытую ракушку. К острову с обоих берегов ведут пешеходные мостики, проложенные под углом. Муринзель используется в качестве весьма модного среди жителей Граца и туристов ресторанчика и игровой площадки для детей – трехмерный лабиринт из веревок.
Но оригинально же!

Murinsel и Mariahilferkirche

Муринзель фактически является не столько островом, сколько кораблем, держащимся на плаву, а от стремительных вод Мура его удерживает… якорь и мостики. Муринзель задумывался как «переходное красное знамя». То есть в 2004 году его должны были отдать следующей культурной столице Европы, но он так пришелся по душе жителям Граца, что его решено было оставить здесь навсегда.
Мы долго лазили в и вокруг Муринзеля. Даже рискуя свалиться в Мур, пытались пробраться через заплетенные ежевикой камни к самой кромке берега. Однако наилучший ракурс с соседнего мостика. С обеих набережных его практично не видно, мешают деревья, растущие по берегам Мура.

На противоположной стороне Мура осмотрели Mariahilferplatz с церковью Mariahilferkirche – монастыря и культурного центра ордена миноритов. Церковь была построена в начале 17 века, а импозантные симметричные башни с барочным завершением добавлены в 1742 г.
Mariahilferplatz являет собой еще один «культурный кластер». Здесь размещен Architekturhaus и Grazer Kunstverein (соответственно «дом архитектора» и «дом работника искусств» :)

Потом прошлись к Кунстхаусу, который также интересен ночью, вернулись обратно к Муринзелю. Так гуляли почти полночи. Решили, что если избирать, видеть Грац днем или ночью, то лучше все же ночью. Хотя хотелось бы вернуться сюда еще и днем. Погулять цветущим Шлоссбергом, посетить Еггенберг, Кальварианберг, подняться по двойной спиральной лестнице Бурга, посетить музеи Граца. Но это будет когда-нибудь потом…
Тогда же мы возвращались в гостиницу, переполненные неизгладимыми впечатлениями.

И лишь одно смогло их омрачить. Я узнал, что международный аэропорт Граца зовется… Талергоф (Thalerhof). Никаких синонимов. Аэропорт был построен буквально на костях узников истеризующей в своей агонии империи.
Мы выехали еще к восходу солнца. Мимо стадиона, который когда-то назывался именем самого известного насегодня штирийца, и переименованный в нейтральную «Арену» лишь потому, что губернатор Калифорнии не поддержал инициативы отмены смертного наказания у себя в штате. Европейцы, воспитанные в традициях гуманизма, этого простить не смогли.
Первые лучи солнца осветили здание «Арены» и самолет небе, который заходил на посадку в международном аэропорте Талергоф…

Позначки

Коментування закрито