Певно найвідомішим і, так би мовити, найеталоннішим та найнаслідуванішим творінням Палладіо вважають віллу Капра (повна назва Villa Almerico Capra detta La Rotonda або в широкому вжитку – вілла “Ротонда”).
Назву “Ротонда” надає будинку центральна кругла зала, вписана в квадрат стін та кругла баня, що вінчає будівлю і є великим архітектурним ліхтарем для освітлення тієї самої круглої вітальні. Віддалено це рішення нагадує давньоримську ротонду храму Пантеон в Римі.
фото з офіційного сайту |
Віллу було споруджено на околиці Віченци на відрогах хребта Монте Беріко. Замовником будівництва був Паоло Альмеріко, чиновник з Ватикану у відставці, який повернувся до рідної Віченци 1565 р. Будівництво розпочалося 1567 р., а закінчене вже при нових власниках 1592 р. Палладіо помер 1580 р., то ж продовженням будівництва керував його учень Вінченцо Скамоцці. У 1591 р. вілла перейшла у володіння іншого роду – Капра, тому частіше застосовується назва Villa Capra. Нині вілла належить сімейству Вальмарана, тому ще одна назва – Villa Capra Valmarana. Але скільки би не змінювалося власників будинку, незмінною є назва “La Rotonda” :)
Чому ж вілла вважається еталонним взірцем, предметом наслідування багатьох архітекторів, що через декілька століть майже копіювали творіння Палладіо, особливо у Великобританії, США та Росії?
Якщо говорити сухою мовою – вона стала першою побудовою з використанням храмових елементів давньоримської архітектури в приватному будівництві і досить гармонійним поєднанням з навколишнім середовищем.
фото з офіційного сайту |
Будівлі властиві такі характеристики, як:
– композиційна симетрія, вілла розміщена на вершині пагорбу, звідки на всі боки відкриваються краєвиди. Прагнення до співрозмірності та симетрії, характерне для багатьох творів Палладіо, визначає план всієї будівлі і кожної з її фасадів. Правильні форми і строга композиційна симетрія надають закінчений вигляд будівлі;
– кругле вікно, центральна зала-ротонда ефектно освітлена через велике кругле вікно. Цей прийом запозичений у римскій класичній архітектурі;
автор Hans A.Rosbach | фото з офіційного сайту |
– бельетаж, широкі зовнішні сходи ведуть до бельетажу (piano nobile). З житлових приміщень в бельетажі відкриваються чудові краєвиди околиць;
– чисті форми, композиційно будівля складається з простих геометричних об’ємів – циліндру, кубу та сфери. Ясні і прості форми, позбавлені прикрас, створюють враження цілісності та врівноваженості;
– класичні деталі, Палладіо майстерно використав у звичайному житловому будинку класичні деталі храмової архітектури – високий подіум, портик, фронтон та ротонду. Вони надають будівлі велич та благородство;
– план, центральна кругла зала вілли оточена прямокутниками кімнат. Таким чином, план «Ротонди» об’єднує дві геометричні фігури з символічним значенням: квадрат, що уособлює владу земну, та круг, втілення духовних основ. Сходові марші приховані стінами, які слугують опорами для купольної зали–ротонди;
проект вілли з http://kannelura.info/ |
– портик, давні греки та римляни прибудовували портик лиш до головного фасаду. А Палладіо розмістив колонні портики з фронтонами на кожному з фасадів, що надало композиції закінчену симетрію, особливо вражаючу з дальньої відстані;
– високий цоколь, характерний для архітектури храмів та фортець, підсилює композиційну симетрію вілли «Ротонда» і підкреслюють урочисту велич будівлі;
– купол, вілла Ротонда – перша світська будівля епохи Відродження, увінчана куполом.
фото з офіційного сайту | фото з офіційного сайту |
Це якщо сухо. А якщо вишукано… Звернуся знову до Пьотра Вайля і його “Гения места”:
К вилле «Ротонда» на окраине Виченцы — самому знаменитому сооружению Палладио — идем вместе с Матвеем, поднимаясь по девятнадцати ступенькам: все рассчитано, внутрь пускают только по средам. Там — буйная лепнина и роспись охристо-золотистого цвета. «Ротонду» два века назад «прорабатывал» Гете: «Внутри это строение я бы назвал уютным, хотя оно не приспособлено для жилья».
А для чего же?! Красиво, но бессмысленно. И этот стиль распространился по всему миру, до глухих углов? Все же тяга к роскоши куда неистребимее, чем стремление к нормальному удобству, не говоря о том, что это более пламенная страсть. Взять хоть мировые географические открытия, сделанные в поисках пряностей, золота и мехов, — не за пшеном же плыли вокруг света. Считается, что Палладио возрождал античность. Так считал и он сам. Так оно и было. Но с поправкой: Возрождение изгоняло из греко-римской древности язычество, а с ним — низовую физиологическую телесность. Интерес к античности возник во флорентийском кватроченто, а решающее событие произошло, когда Поджио Браччолини нашел в монастырских архивах сочинение древнеримского архитектора Марка Витрувия «Об архитектуре». Основа его: архитектура должна имитировать природу и строиться на рациональных принципах, ведущих к Красоте, Пользе и Мощи. Римлянина развил Леон Баттиста Альберти, который вычленил у язычника Витрувия библейский антропоморфизм, сравнивая пропорции колонн с соотношениями роста и толщины человека, расстоянием от пупка до почки и т.д.; человеческие же пропорции он, вслед за Блаженным Августином, соотнес с параметрами Ноева ковчега и храма Соломона. Максима «человек есть мера всех вещей» — для нас метафизическая — имела для Ренессанса арифметический смысл.
Продолживший Альберти в своем трактате «Четыре книги об архитектуре» Палладио заключает: «Здание должно выглядеть цельным, совершенным телом».
Следствие — иерархия архитектурного пространства, подобно тому, «как Господь замыслил части нашего тела так, чтобы самые красивые были выставлены на обозрение, а менее достойные упрятаны». Оттого лестницы (кроме парадной) и другие служебные конструкции оставались без внимания. Оттого кухни задвигались в тесные неудобные помещения рядом с погребами, а иногда вовсе выносились за пределы здания — к амбарам и конюшням. Бельэтаж по сей день в Италии называется piano nobile — дворянский этаж, этаж для благородных.
Сортирами архитекторы палладианского толка пренебрегали: неловко, видно, делалось. На четырнадцать залов роскошной виллы Пизани обнаруживаешь одно отхожее место. Архитектура низа еще только предстояла человечеству, а ту, что была в прошлом, забыли. Я видал в Эфесе древнеримские общественные уборные дворцового размаха. Процесс там был организован тонко: оркестр играл, заглушая неблагозвучные шумы, запах нейтрализовали благовония, рабы предварительно нагревали своими задницами мрамор сидений. Хоть Возрождение возрождало античность, но полторы тысячи лет христианства не прошли даром: телесность заметно отступала перед духовностью. Суть — перед идеей.
фото з офіційного сайту | фото з офіційного сайту |
Умножение, тиражирование впечатлений и ощущений Палладио закладывал в своей работе. Вилла «Ротонда» — не просто театральная сцена, но четыре одинаковые сцены, обращенные на разные стороны света, к любым ветрам, ко всем временам года. Как говорил сам архитектор, он не мог выбрать, какой пейзаж красивее, оттого и соорудил четыре равных входа со всех сторон.
Круглый зал, вписанный в квадратный план здания, решал пифагорейскую задачу квадратуры круга: божественное совершенство — в материальной человеческой вселенной. Математика была господствующей наукой для архитекторов, музыкантов, скульпторов, художников. Сводимой к формуле казалась жизнь — и так вплоть до XX века. Что стало первым потрясением, показавшим: не все счастье рассчитывается на бумаге? Пуля «дум-дум»? «Титаник»? Газы на Ипре? Кровь русской революции?
фото з офіційного сайту | фото з офіційного сайту |
Палладио упразднял сортиры, расширяя столовые, — и специальные помещения уставляли ночными горшками, от чего в итоге бешено разрастались цветы в садах: тоже вроде польза, но косвенная, не предусмотренная. Говорят, красиво жить не запретишь, — неправда: красивая жизнь только та, которая полноценна и естественна. Запланировать красоту и счастье не выходит. Потому и утонул «Титаник»: чтоб не зарываться. Как там у Венедикта Ерофеева: «Все на свете должно происходить медленно и неправильно, чтоб не сумел загордиться человек, чтоб человек постоянно был грустен и растерян».
Будем, однако, справедливы: виллы Палладио очень хороши снаружи. Палаццо и вилла — разница между фасадом и силуэтом. В городе значим только фасад, за городом — силуэт. Вписывание цивилизации в природу предвосхищает Руссо и прочее просветительство. Парк вокруг виллы переходит в сад, сад — в леса и поля. В Венето невысокие холмы скрывают мачты электропередач и отдаленные многоэтажки, автострады кажутся ручьями: ничто не нарушает сельскохозяйственной пасторали, тем более, и растет кругом кукуруза.
фото з офіційного сайту | фото з офіційного сайту |
Появление в Северной Италии вилл и особой культуры — villegiatura, дачной жизни, у нас так подробно описанной Чеховым, — напрямую связано с открытием Америки. Каждый раз истинная радость — узнать о связи далеких по видимости явлений, убедиться в преемственности мировых событий. Привезенная из Америки и легко прижившаяся кукуруза оказалась идеальным злаковым дополнением к традиционным макаронам: по сей день кукурузная каша — полента — любимый гарнир в Ломбардии, Пьемонте, Венето. За четыреста лет до хрущевского кукурузного бума заколосились поля, а венецианские купцы сделались и помещиками. Появились поместья — виллы, изысканность которым придавало чтение буколик Вергилия, излюбленного античного автора в эпоху Ренессанса. Виллы расписывали Веронезе, Тициан, Бассано, Пальма-старший, Пальма-младший.
«Величественные здания, возведенные этим человеком, изуродованы мелкими грязными людскими потребностями… Сколь мало эти бесценные памятники высокого духа соответствовали жизни всего прочего человечества…» Слова Гете о Палладио цитируешь с противоположными чувствами. Как высказался в палладианском дворце Державин: «А где тут у вас, братец, нужник?»
Список використаних джерел
– Петр Вайль. Гений места. – М.:КоЛибри, 2008 г. – 488 с.
– Villa La Rotonda Andrea Palladio офіційний сайт http://www.villalarotonda.it/
– Вилла Ротонда (Вилла Капра). Коллекция архитектурных планов http://kannelura.info
– Вілла Ротонда як один з найкращих творів італійського архітектора Палладіо http://osvita.ua
Переглянути Европа на карті більшого розміру