Дрогобыч – часть 2 (деревянно-зодческая) Святой Юр

On 21.01.2010 by admin

Вполне заслуженно жемчужиной украинского деревянного церковного зодчества считают дрогобычский храм св.Юра.
Выдающийся украинский искусствовед Григорий Логвин охарактеризовал храм святого Юра композицией где “архитектура, иконостас и росписи создают торжественную архитектурно-художественную симфонию”


Хоть и размещен он в предместье старого Дрогобыча – Горишня Брама – путь от центра недолгий. С Рынка мимо каменного храма св.Троицы выходим на ул.Бориславскую – пару кварталов ходьбы, мост на ту сторону потока Побук и не пропускаем улицу с прекрасным названием Солоный Ставок (Соленый Пруд) (в советские времена ее называли Соколова). Кто такой Соколов, и какое отношение имел к Дрогобычу я не знаю, но современное название улицы не случайно – ведет она к предместью Зварычи, где и размещена известная уже нам жупа (солеварня)
Повернув по улице направо стоит не пропустить с левой стороны небольшую поляну и вымощенную из бетонных плит дорожку всередину квартала.
Церковь прячется в тени больших деревьев, но надеюсь, что колокольню вы не пропустите.


колокольня церкви святого Юра

Первые упоминания о церкви св. Юра относятся к 1496 г. Но предшественница нашего шедевра к сожалению вскоре (в 1499 г.) сгорела во время татарского набега. Новую как будто бы построили в 1525 г., но опять те проклятые татары…
Вновь появилась необходимость восстановления. Но церковь не обязательно строить заново!? ;) Тем более если подрядчик выставляет такую смету, что глаза на лоб лезут… Зато есть соль, которая как известно определенное время была эквивалентом стоимости, то есть деньгами.
Вот и купили жители дрогобычского соляного предместья уже старушку по тем меркам – церковь в селе Надиево. Не верите, что церковь можно купить? Еще и как можно. Говорят, что это была весьма распространена практика. Купить, разобрать, перевезти и опять собрать. Такой метод изобрели еще задолго до появления >скансенов.


август, каштаны уже в осенней одежке

Та сделка была осуществлена в 1656 г. (по другим источникам – в 1657 г.). А село между прочим неблизко – возле Долины, той, что в Ивано-Франковской области.
Я так понимаю, что надиевчаны на то время или уже свели новую церковь, или собирались это сделать. Не думаю, что им так не хватало соли, что аж последнюю церковь продавали. Еще и вероятно радовались, что удалось спихнуть тот старый неликвид (как не как, церковь построили ориентировочно в конце 15 в.) и поставить новую хорошую (кто сталкивался с настроениями местных религиозных общин относительно обновления старых церквей, меня поймет).


настенные розписи

Так или иначе, в результате Надиевому не повезло. Иначе ездили бы мы любоваться этим шедевром не в Дрогобыч, а к ним – на Ивано-Франковщину.
Впрочем, возможно как раз повезло церкви.
Ведь известно, что имела тогда она с позволения сказать немного иной вид. В частности имела один шатровый верх и вероятно была не настолько изысканной как сейчас. От той церкви за исследованиями Г.Логвина остались сруб бабинца и нефа и фрагмент жертовника (северная сторона алтаря).


вид из-за огорады

В дальнейшем церковь претерпевала последующие перестройки и совершенствования, потому можно считать, перевозка пошла ей на пользу.
Первым, что сделали дрогобыччаны, установили там новый иконостас – уже в 1659 г.
Это выглядит чудом, но он сохранился. Работа принадлежит кисти ведущего иконописца Стефана из села Медики возле Перемышля.


иконостас храма св.Юра

В 1670 году появилась новая колокольня. Сначала она имела такой же как и церковь шатровый верх. А в 1678 году взялись за перестройку храма.
Тогда был изменен восьмерик и глава центрального сруба и пристроено крыласы. Крылас – это такой себе маленький декоративный прируб. Правда же, без него было бы не то? ;)


крылас

Существенную перестройку храм претерпел после пожара в 1692 г. Тогда добавили эмпору (ту открытую галерею над бабинцем) с Введенской часовней, поменяли купола на барокковые, поменяли опасание и вид крыласов. Шатровое завершение колокольни также заменяют на барокковое.
Следовательно к 1711 г. церковь приобретает вид, близкий к современному. Последующие изменения касались скорее замены изношенных элементов и ремонтов в 1823, 1825 и 1833 годах.

Невзирая на сложное наслоение разных по происхождению и стилевым направлениям элементов, реконструкции здания проведены на высоком профессиональном уровне и не только не нарушили архитектурно-художественной целостности храма, но и прибавили ему своеобразия.
В настоящее время храм являет собой квадратный в плане сруб нефа с двумя граненными симметрично расположенными крыласами, а также шестиугольные в плане срубы бабинца и алтаря, которые прилегают к нефу соответственно с запада и востока. Все три сруба перекрыты развитыми восьмигранными верхами с характерным барокковым венчанием и опоясываемые развесистым опасанием.
В целом в состав комплекса входят здание Святоюрьевского храма и расположенной юго-западнее от него колокольни. Церковный двор окружен деревянным забором с вратами.

Отдельно следует сказать о росписях храма. Самые старые росписи – нефа выполнены еще в 1656-59 гг. вероятно под руководством автора иконостаса Стефана Медицкого. На это указывает общность росписей иконостаса и настенных и, вероятно, автопортрет среди ктиторских.
Впрочем роспись восточной стены нефа приписывают уже другим авторам.
Восьмерик среднего верха и сам верх расписали в 1678 г., хоры – в 1691 г., часовню – в 1711 г. Росписи бабинца – уже в 1714 г.

С завершением росписи бабинца получили сплошной ковер разноцветных рисунков, которые удачно гармонируют как с иконостасом, так и формами интерьера.
Ведь, невзирая на разновременность выполнения росписей, они выделяются стилистической и колористичной целостностью и совершенством.

Известный исследователь деревянной архитектуры П.Юрченко писал “особенного внимания заслуживают росписи в церкви св. Юра в Дрогобыче. Роспись церкви св. Юра является типичной в том понимании, что каждая церковь имела свою тематическую схему росписей, здесь не было каких-либо постоянных, неизменных канонов. Тематическое содержание было произвольным подбором одной из основных идей церкви, которую живописец по-своему развивал и своей живописью говорил к верующим. Неф и бабинец церкви св. Юра расписанные сверху донизу, и с особенным мастерством написаны сцены иконостасной, южной и северной стен. Роспись восточной стены, немного закрытой снизу надстройкой иконостаса, интересна умелым оперированием средствами светотеней и полутонов для выявления формы, что в сочетании с иконостасом производит большое впечатление. В немного другой манере, но также выразительно и живописно выполнены сцены на северной стене нефа, где использована черная контурная линия для четкого очерчивания формы. Живопись в церкви св. Юра поражает не только трактовкой отдельных сцен, сколько общим колоритом.


так будет со всеми, кто плохо поступает с памятниками архитектуры

В росписи нефа на южной стене размещена сцена Страшного Суда – обнаженных грешников, которых выстроили в очередь черти, поглощает змей (это вероятно и есть “гиена огненная”)

В целом роспись нефа посвящена таким значимым темам, как Страсти и Акафисты. Сцены «Страстей» и «Акафисты Богоматери» размещены на северной стороне, «Мученические смерти апостолов» – выше от иконостаса на восточной, «Страшный суд» и «Акафист Христу» – на южной. Как отмечал Г.Логвин “Во всех этих композициях художники воплотили и пафос борьбы за свободу и независимость, и готовность к самопожертвованию и утверждению народных идеалов, и лирические нежные материнские чувства, и возмездие за злые дела.”


роспись обшивки хоров

Роспись под хорами особенно бросается в глаза. Изображено здесь “Древо от корня Иесеева”, где библейские цари переплетаются украинскими народными узорами


роспись бабинца

Вместо этого роспись бабинця, выполненный последним, максимально приближенный к светской жизни, содержит донаторски портреты. Допускают, что сцены из жизни святых Филиппа, Екатерины, Онуфрия выполнялись на заказ отдельных мещан.


росписи центрального свода

Росписи центрального свода вместо этого далеки от наивно-декоративных росписей стен нефа и бабинца. В изображении “Архангельского Собора” все более строго. Поэтому допускают, что в разработке проекта росписи брали ученые богословы.

Вы еще сомневаетесь, что сюда стоит ехать? ;)
Церкви св.Юра повезло. Хотя ее и закрыли в 1961 г., уже в 1974-75 гг. было проведено рестраврацию коллективом под руководством Ивана Могитича.
Здесь создан музей. Впервые я попал сюда в среду. Тот день оказался выходным, я уже было разворачивался идти дальше с надеждой вернуться на следующий день, как из соседней многоэтажки вышла женщина и открыла мне и ворота, и саму церковь. Так что не обращайте внимания на табличку – ищите работников музея в здании рядом.
Вход стоит несколько гривен, дороже – фотографирование внутри храма.


немного экспериментов с тонированием

Фотографировано в августе 2009 года.
По информации Блэки 13-14 октября 2009 г. из-за снегопадов крыша церкви св. Юра была повреждена, иконостас уже начал замокать и отслаиваться. Кабмин выделил средства на замену поврежденного гонтового покрытия. Ведутся работы.


еще одно фото в экстрим-цвете

Часть 1 Историко-хозяйственная
Часть 2 Деревянно-зодческая. Продолжение
Часть 3 Костельно-монастырская
Часть 4 Иудейская

Стаття українською живе тут

Comments are closed.